Путь молодых лежал к дому жениха. Теперь молодые — уже муж и жена — сидят вместе, однако традиция предписывала молодой закрыть лицо платком. При подъезде к конечному пункту перед молодыми «пахали» дорожку или подруга, или дружка. Молодых к дому вела «большая дружка», а родители мужа встречали молодых хлебом-солью, осыпали их зерном, хмелем, благословляли.
Утром торжественного дня невесту одевали в свадебное платье, все в доме ждали свадебный поезд, плотно заперев ворота и двери в дом. Невеста причитала с самого утра, уговаривая не отдавать ее замуж. Ей отвечали причетам и мать, сестра, тетка, жалея и поучая, тому, как надо жить в чужих людях.
Свадьба рассматривалась как сделка между семьями молодых. Рукобитье, иначе называемое сговором, назначалось обычно на четверг и подтверждало окончательное закрепление сватовства, когда стороны окончательно договаривались о расходах на свадьбу, о подарках со стороны жениха, об осмотре его хозяйства родственниками невесты.
Сватами были чаще всего родственники жениха: крестный, дядя, иногда отец с матерью. Существовал специальный ритуал сватовства и ряд предосторожностей, которые следовало строго соблюдать, чтобы сватовство прошло удачно. Например, в дом к потенциальной невесте приезжали вечером, чтобы было меньше ненужных свидетелей. Иногда вместе со сватами приходил и жених.
Само собой, перед свадьбой выбиралась невеста. На посиделках или беседах парни высматривали себе подходящую пару. Существовали специальные дни (обычно праздники), когда нарядно одетые парни и девушки из разных деревень съезжались, гуляли и сговаривались о том, когда пришлют сватов. Парни и девушки зажигали костры, играли, плясали и таким образом знакомились.
В течение следующей недели после сговора, а иногда двух, невеста с помощью подружек готовила приданое: шила простыни, полотенца («утиральники»), салфетки и «завесы», готовила подарки жениху и всем его родственникам. Родственники невесты предсвадебные дни проводили в хлопотах: обдирали животных, пекли хлебы, жарили, варили.
Позвольте, уважаемые читатели, открыть небольшой «секрет», касающийся моего замысла в отношении построения этой книги. Вначале я хотела как-то разграничить свадебные обряды, то есть выделить отдельно аристократические и деревенские свадьбы, рассказать об их традициях и обычаях в старину и в наше время.
Пусть такое название не покажется вам слишком вычурным и нарочитым, хотя, действительно, к железной дороге оно имеет лишь, так скажем, ассоциативное отношение.
Наш поезд, то есть свадебный, был довольно длинным: он состоял из 12-18 лошадей и возков. Венчаться жених и невеста ехали в разных возках одного свадебного поезда.
После рукобитья невеста с родными и с подругами ездила смотреть дом, в котором ей предстоит жить. Почти всегда это был дом жениха и его родителей. Недаром говорится ведь «взял в жёны», то есть привёл невесту в своё жилище.
Этот обряд так и называется: «смотреть место».
Баню топили девушки, подружки невесты, накануне девичника. Невеста кланялась в ноги подружкам и просила истопить баню «парную, не угарную». «Баенный» обряд — один из самых драматичных свадебных моментов. Он проходил под почти непрерывные причитания невесты, ее матери, сестры или других родственниц. Невеста, причитывая, старалась оттянуть время расплетания косы.
Весьма распространённым было благословение на шубе. Шубу расстилали на лавке, сажали на нее невесту с женихом, и дружки выкликали: «Батюшка и матушка, умели вспоить, вскормить, умейте и под венец благословить!» Интересно, что шкура животного, вывернутая мехом наружу, считалась сильным оберегом, и об этом мы ещё будем говорить. Кроме того, она способствовала выполнению завета ..
Утром проходил обряд буженин молодых. Тут уж гости не особо церемонились: они били горшки или другую посуду о дверь опочивальни, кричали и сыпали присказками. Молодую затем проверяли на умение вести хозяйство: сыпали на пол деньги вперемежку с мусором, а ей надо было подмести, т.е. «пахать» пол.