В древности долго не знали приданого. Девицу брали, не спрашивая о ее состоянии. У евреев было постановлено, что жених должен был давать невесте-девице на убранство серебра. Греки покупали невест; но впоследствии сами невесты стали приобретать женихов, объявляя им о своем приданом. У римлян считалось, что невеста должна приносить приданое своему жениху. Этот обычай римлян распространился потом по Европе, и зачастую доброта и образованность невесты не играли никакой роли, важней всего были деньги. В России также смотрели не на благородные свойства девицы, а больше на то, сколько при ней душ.
О бывшей покупке невест между всеми славянскими племенами при продаже косы и места молодой в свадебных песнях сохранилось воспоминание. В то время, когда молодой хотел садиться подле своей невесты, брат ее или кто другой из родственников не допускал его. Тогда дружка вступает с ним в торг. Сестра умоляла брата не продавать ее, а если продавать, то дорого:
Братец, постарайся,
Братец, поломайся!
Не продавай сестру
Ни за рубль, ни за золото.
Когда брат продает, то пели:
Братец-татарин
Продал сестру за талер,
Русу косу за полтину.
Или из червонорусской свадьбы:
Ой, татар-братчык, татар,
Продав сестру за талар,
Русу косу за шостак, Быле личько такий так.
При продаже молодой садился, а невеста говорила ему:
Садись, добрый молодец, . Не с гордостью, не со спесью; Садись с Божьей милостью.
В некоторых местностях России до сих пор сохранился обычай, указывающий покупку. Подле невесты садится брат или какой-нибудь другой родственник. Дружка спрашивает: «Зачем сидишь здесь?» — «Я берегу свою сестру». — «Она уже не твоя, а наша», — возражает дружка. «А если она теперь ваша, то заплатите мне за ее прокормление. Я одевал ее, кормил, поил».
Еще на Руси существовало обыкновение — брать с жениха подать за девственную непорочность.