Как и встарь, в наше время, собирая молодую к венцу, ей дают мыло, ветвь рябины, кусок рыбьей сети; мыло охраняет непорочность, рябина дает твердость, а сеть будет держать в повиновении; все это раньше клали невесте за пояс, сегодня - можно дать ей в пакете, а она во время венчания отдает его своей подружке.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат Крест, Евангелие и венцы, и им предлагается перед лицом всей Церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связан ли ты обещанием другой невесте?»
Ответ: «Нет, не связан».
Затем, обращаясь к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь здесь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
«Не связана ли ты обещанием другому жениху?»
Ответ: «Нет, не связана».
Эти вопросы относятся не только к формальному обещанию вступить в брак с каким-то третьи лицом, но в основном подразумевают: не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязующую его по отношению к этому лицу.
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в христианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно - главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным. По этой причине при переходе иноверцев в православие их браки признаются действительными (при условии, что такой брак не противоречит христианскому закону, иными словами, многоженство, многомужество и браки между близкими родственниками отвергаются).
Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное осящение супружества Божьей благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом «Благословенно Царство...», которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.
После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты свяшенник произносит три пространные молитвы: «Боже Пречистый и всея твари Содетелю...», «Благословен еси. Господи Боже наш...» и «Боже Святый, создавый от персти человека...».
Теперь наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца.
Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, укрывающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».