Баню топили девушки, подружки невесты, накануне девичника. Невеста кланялась в ноги подружкам и просила истопить баню «парную, не угарную». «Баенный» обряд — один из самых драматичных свадебных моментов. Он проходил под почти непрерывные причитания невесты, ее матери, сестры или других родственниц. Невеста, причитывая, старалась оттянуть время расплетания косы. Подружки расплетали девичью косу, расчесывали волосы и брали себе ленточки из косы. Девушки пели песни в этот момент. Среди них, например, «Не в трубушку трубили»:
Не в трубушку ль трубили рано поутру,
Да рано по утру.
Не в золотую ль играли по утренней,
По утренней.
Да уж как Марья плакала по косы,
Да по косы.
Да тужила Ондреевна по русою своей,
По русою своей.
Да уж ты моя косушка, русая коса,
Да девичья краса.
Да больше тебя, косынька, не часывати.
Не часывати.
Да во частые прутики не плятывати,
Не плятывати.
Да вечер тетя, косынька, подружки плели,
Подружки плели.
Да из утра ранешенько родимая плела,
Родимая плела.
Да всю косушку золотцем унизала,
Унизала.
Плачущую невесту закрывали платком «от сглаза» и вели в баню, а она по дороге причитывала. Причитывала и мать невесты, когда ее дочь возвращалась из бани.
Позвольте, уважаемые читатели, открыть небольшой «секрет», касающийся моего замысла в отношении построения этой книги. Вначале я хотела как-то разграничить свадебные обряды, то есть выделить отдельно аристократические и деревенские свадьбы, рассказать об их традициях и обычаях в старину и в наше время.
Само собой, перед свадьбой выбиралась невеста. На посиделках или беседах парни высматривали себе подходящую пару. Существовали специальные дни (обычно праздники), когда нарядно одетые парни и девушки из разных деревень съезжались, гуляли и сговаривались о том, когда пришлют сватов. Парни и девушки зажигали костры, играли, плясали и таким образом знакомились.
Сватами были чаще всего родственники жениха: крестный, дядя, иногда отец с матерью. Существовал специальный ритуал сватовства и ряд предосторожностей, которые следовало строго соблюдать, чтобы сватовство прошло удачно. Например, в дом к потенциальной невесте приезжали вечером, чтобы было меньше ненужных свидетелей. Иногда вместе со сватами приходил и жених.
Свадьба рассматривалась как сделка между семьями молодых. Рукобитье, иначе называемое сговором, назначалось обычно на четверг и подтверждало окончательное закрепление сватовства, когда стороны окончательно договаривались о расходах на свадьбу, о подарках со стороны жениха, об осмотре его хозяйства родственниками невесты.
После рукобитья невеста с родными и с подругами ездила смотреть дом, в котором ей предстоит жить. Почти всегда это был дом жениха и его родителей. Недаром говорится ведь «взял в жёны», то есть привёл невесту в своё жилище.
Этот обряд так и называется: «смотреть место».