Утром проходил обряд буженин молодых. Тут уж гости не особо церемонились: они били горшки или другую посуду о дверь опочивальни, кричали и сыпали присказками. Молодую затем проверяли на умение вести хозяйство: сыпали на пол деньги вперемежку с мусором, а ей надо было подмести, т.е. «пахать» пол.
На второй-третий день для молодых устраивали вечеринки. Кто на свадьбе гулял — тот приглашает к себе молодых.
Заключительный обряд старорусской свадьбы — так называемые «хлибины», или яичня, или отводины — в разных местах обряд назывался по-разному. Проходил он в доме тещи. Входя в дом, муж говорил:
Вставал я раненько,
Умывался беленько.
Полотенцем утирался,
В путь-дорожку отправлялся.
Говорила мне женочка милая,
Что есть маменька родная
Варвара Епифановна.
Подойдите к нам поближе,
Мы поклонимся пониже.
Зять сыпал в ложку деньги и подавал теще со словами:
Золоту казну примите,
А ложечку назад отошлите
Яишенку покушать.
Теща благодарила и подавала ему яишню. Все собравшиеся в доме гости и родственники с интересом наблюдали за тем, как молодой муж начинал есть яичницу. Но вначале накрывают её платком. Он должен выкупить яичню и снять платок. А все смотрят: из середины возьмет— то худая невеста, нечестна, а с краю почнет — то девушка. Кроме того, яичница, включенная в обряд, становилась блюдом не только просто ритуальным, но и магическим. В некоторых местностях вместо яичницы для этих же целей зятю предлагали блины. Так заканчивался обряд, длившийся несколько недель. А дальше для молодой женщины начиналась, как правило, нелегкая жизнь в новой семье.
Позвольте, уважаемые читатели, открыть небольшой «секрет», касающийся моего замысла в отношении построения этой книги. Вначале я хотела как-то разграничить свадебные обряды, то есть выделить отдельно аристократические и деревенские свадьбы, рассказать об их традициях и обычаях в старину и в наше время.
Само собой, перед свадьбой выбиралась невеста. На посиделках или беседах парни высматривали себе подходящую пару. Существовали специальные дни (обычно праздники), когда нарядно одетые парни и девушки из разных деревень съезжались, гуляли и сговаривались о том, когда пришлют сватов. Парни и девушки зажигали костры, играли, плясали и таким образом знакомились.
Сватами были чаще всего родственники жениха: крестный, дядя, иногда отец с матерью. Существовал специальный ритуал сватовства и ряд предосторожностей, которые следовало строго соблюдать, чтобы сватовство прошло удачно. Например, в дом к потенциальной невесте приезжали вечером, чтобы было меньше ненужных свидетелей. Иногда вместе со сватами приходил и жених.
Свадьба рассматривалась как сделка между семьями молодых. Рукобитье, иначе называемое сговором, назначалось обычно на четверг и подтверждало окончательное закрепление сватовства, когда стороны окончательно договаривались о расходах на свадьбу, о подарках со стороны жениха, об осмотре его хозяйства родственниками невесты.
После рукобитья невеста с родными и с подругами ездила смотреть дом, в котором ей предстоит жить. Почти всегда это был дом жениха и его родителей. Недаром говорится ведь «взял в жёны», то есть привёл невесту в своё жилище.
Этот обряд так и называется: «смотреть место».